О роли научных конференций в становлении молодых ученых

Материал подготовлен к.б.н. Т.М Флоринской и н.с. Н.Ю.Быстровой

Научные конференции представляют собой встречи коллег, собравшихся для обмена опытом, обсуждения общих проблем и разработки их решений. Насколько полезны такие собрания для молодых специалистов, которые стремятся посвятить себя науке в вопросах экологии, можно проанализировать, основываясь на опыте работы, накопленном Санкт-Петербургским научным центром РАН.

Конференции, специализированные по различным проблемам экологии, Санкт-Петербургский научный центр РАН организует ежегодно, причем каждая такая конференция ориентирована на определенные возрастные группы молодежи.

Уже стало традицией проведение конференций для учащихся старших классов школ. В них принимают участие те ребята, которые в летнее время занимаются с педагогами в специальных лагерях, ходят в походы, изучают природу и воздействие на неё антропогенных и техногенных факторов. В лагерях ребята проводят натурные исследования, которые им доступны, ведут наблюдения за состоянием водных объектов, отбирают пробы природных вод и проводят их химический анализ.

Результаты своих работы школьники докладывают на ежегодных весенних конференциях, проводимых в помещениях старинного здания Академии наук на Университетской набережной Санкт-Петербурга, что придает конференциям особую торжественность. В таких конференциях принимают участие также их школьные учителя и преподаватели, работавшие с детьми в лагерях. Научный центр РАН организует такие отчетные конференции и оказывает им консультативную помощь. Работа учёных, принимающих в этом участие, подчинена основной цели – воспитанию грамотного и культурного отношения подрастающих граждан России к объектам окружающей среды, или, как принято говорить, прививке им экологической культуры.

Четырехлетний опыт показывает, что дети могут пробовать свои силы в простейших экологических исследованиях примерно с 6-го класса общеобразовательной школы. В большинстве случаев они затем поступают в ВУЗы, выбирая при этом факультеты естественно-научного профиля.

Следующий уровень конференций организуется для учащихся выпускных классов средних школ и студентов младших курсов из соответствующих университетов. В последние годы эта работа часто проводится в форме олимпиад. В организации и проведении таких олимпиад участвуют учёные различных научно-исследовательских учреждений и университетов города.

Подобные конференции - олимпиады, которые проходят в Научном центре РАН, имеют разнообразные программы. Каждый год конференция посвящается определенной проблеме, например, изучению состояния водных объектов какого – либо региона, воспитанию экологической культуры населения или другим актуальным природоохранным аспектам. Участники готовят доклады на основе проведенных ими исследований, предлагают пути решения проблем, рассмотренных в докладах.

Третий уровень конференций ориентирован на студентов – старшекурсников и молодых учёных. Работа таких конференций ведется при активном участии большого количества учёных – докторов и кандидатов наук. Обычно это мероприятие проводится поздней осенью, с тем, чтобы все желающие могли принять в нём участие, т.к. экзаменационные сессии в вузах ещё не начались, а учёбный процесс уже идет.

Несколько лет назад в Научном центре РАН была организована и проведена конференция с названием «Экологические проблемы и их решение – взгляд молодежи». На следующий год было предложено проводить подобные мероприятия ежегодно и дать им название «Молодежный экологический конгресс «Северная Пальмира». На характеристике второго такого конгресса мы остановимся более подробно.

Второй конгресс «Северная Пальмира» прошел 16 - 18 ноября 2010 года. Основная цель этого конгресса – обсуждение актуальных проблем экологической безопасности, экологического менеджмента и сохранения биоразнообразия на основе использования фундаментальных исследований в области экологии и устойчивого развития. Задачи конгресса: обмен опытом и поддержка молодежных инициатив, а также привлечение внимания к работам молодежи, посвященным актуальным проблемам экологической безопасности, экологическому менеджменту и сохранению биоразнообразия; установление контактов участников конгресса с представителями администрации региона, специалистами, учеными и преподавателями. В работе Второго конгресса приняли участие более ста человек, среди которых студенты, молодые научные сотрудники, а также 18 кандидатов и докторов наук различных специальностей, которые выступали в качестве консультантов и руководителей секций. Открыл Конгресс академик РАН С.Г. Инге-Вечтомов, заседания вел профессор В.К. Донченко

Работа Конгресса строилась на основе деятельности шести следующих секций.

Секция «Региональные экологические проблемы». Здесь обсуждались проблемы обеспечения экологической безопасности, существующие в регионах, в том числе, в районах Крайнего Севера России, проведен анализ динамики и оценены тенденции изменений состояния территорий Северо-Западного региона РФ, территорий стран региона Балтийского моря, а также арктических территорий. Руководил работой секции к.х.н. С.В. Зубарев.

Секция «Экологический мониторинг: проблемы и методы». В этой секции было проведено обсуждение методов проведения экологического мониторинга и оценки их результатов, в том числе, сравнение эффективности различных методов. Обсуждались основные проблемы, возникающие при планировании и проведении экологического мониторинга. Руководитель секции к.г-м.н. В.И. Биненко.

Секция «Современные проблемы экологического права». Здесь обсуждались современное состояние экологического законодательства, в том числе проблемы совершенствования природоохранного и природоресурсного законодательства в Российской Федерации, вопросы нормирования негативных воздействий на окружающую среду, развитие международного экологического права, гармонизация российского и европейского экологического законодательства, экологическое законотворчество в государствах – участниках СНГ. Руководитель секции – к.т.н. М.В. Бегак.

Секция «Экономические проблемы экологической безопасности и экологический менеджмент». В ходе работы данной секции были обсуждены новые подходы к экономической оценке различных видов экологических ущербов, а также экологических услуг, рассмотрены вопросы теории и практики экологического менеджмента в природопользовании и экологического менеджмента в различных секторах экономики. Участники имели возможность ознакомиться с опытом создания систем экологического менеджмента различных конкретных предприятий. Руководила работой секции проф. Г.Д. Титова.

Секция «Влияние природных и антропогенных факторов на биоту». На заседании этой секции обсуждались вопросы, связанные с изменениями, происходящими в экосистемах под воздействием антропогенных и природных факторов. Были также рассмотрены проблемы сохранения биоразнообразия и возможности восстановления нарушенных экосистем. Руководил секцией проф. В.Н. Мовчан.

Секция «Экологическое образование, воспитание и культура». Здесь обсуждалась роль экологического воспитания и образования населения, важность просвещения широких народных масс при организации решения современных экологических проблем. Были рассмотрены вопросы содержания экологического образования и просвещения, продуктивность тех или иных подходов, используемых при формировании экологической культуры применительно к различным группам населения. Руководил секцией проф. В.В. Растоскуев

Содержание докладов, сделанных на этой конференции, показывает, что молодые ученые и студенты в достаточной степени владеют знаниями в сфере оценки как естественно-природной, так и антропогенной нагрузки на состояние окружающей среды, в том числе, на изменение климата, при оценке опасности, проистекающей от накопленных отходов хозяйственной деятельности и от воздействия чрезвычайных ситуаций и катастроф, от рекреационной нагрузки и т.п. Участие в дискуссиях показало, что молодое поколение не только активно вникает в суть экологических проблем, но и имеет свое мнение о недостатках, допускаемых при попытках их решения.

Особенно острые споры возникли по поводу действующего в Российской Федерации природоохранного законодательства (руководитель секции - к.т.н. М.В. Бегак). На основании многочисленных высказываний участников дискуссии можно сделать вывод о существенной деградации как природоохранной, так и природоресурсной нормативно-законодательной базы, имевшей место последние 10 лет.

Ослабление роли института экологической экспертизы, а также принятие недостаточно продуманных лесного и водного кодексов РФ привело к ухудшению контроля за экологическими последствиями строительства новых объектов, к повышению опасности возникновения лесных пожаров, к стихийной застройке прибрежных зон и к снижению качества вод в водоемах и водотоках. Запутанность и противоречивость воздухоохранного законодательства и законодательства об отходах приводит к многочисленным фактам коррупции и одновременно создает необоснованные трудности для добросовестных природопользователей.

Несмотря на критику существующей действительности, участники конгресса выразили умеренный оптимизм в связи с усилиями руководства страны по модернизации экологического законодательства, с введением технологического нормирования на базе сравнения с наилучшими доступными технологиями (НДТ).

Участниками конференции были высказаны в качестве рекомендаций следующие предложения:

  • необходима более тесная связь студентов и ученых различных научно-исследовательских учреждений города, работающих в сфере экологии и охраны окружающей среды;
  • административным и надзорным структурам следует проявлять большее внимание к проблемам экологического менеджмента и экологической безопасности при хозяйственной деятельности;
  • рекомендовать оргкомитету проводить Экологический конгресс «Северная пальмира» ежегодно и с учетом высказанных замечаний и пожеланий по структуре программы.

Для полноты информации о результатах проведенного конгресса считаем целесообразным сообщить о предварительных результатах изучении мнения его участников - студентов и молодых научных сотрудников - в отношении будущего применения их знаний и сил, а также относительно перспектив их карьерного роста.

Организаторы конгресса провели социологический опрос с использованием специально разработанной анкеты, в которой содержалось 15 вопросов, из которых 10 были посвящены взглядам научной молодежи на свое будущее и на отношение к науке.

Результаты опроса показали, что большая часть участников конференции (около 90%) хотели бы заниматься наукой. Многие из них бывали за рубежом, участвовали в совместных проектах, в международных конференциях. Молодые специалисты (более 70%) хотели бы поработать за рубежом, чтобы получить новые знания, но мало кто из них участвует в конкурсах, объявленных на зарубежных сайтах. Основным мотивом этого является недостаточно хорошее владение иностранными языками (83%) и неуверенность в профессиональных знаниях.

Однако многие из участников опроса считают, что в России также можно улучшить положение в науке, если принять следующие меры:

  • изменить приоритеты развития страны;
  • искоренить коррупцию;
  • убрать бюрократические барьеры;
  • изменить менталитет молодежи и её настрой на другие материальные ценности;
  • повысить заработную плату научным сотрудникам;
  • больше грантов выделять молодежи;
  • улучшить преподавание в университетах.

Краткое изложение результатов опроса участников форума дает представление о настроении молодежи в отношении будущего. Можно с уверенностью констатировать, что оно оптимистичное (82%), поскольку есть предложения о мерах по изменению ситуации к лучшему. Мы также надеемся, что к мнению молодых специалистов прислушаются, если его высказывать чаще и громче на форумах, конференциях и в публикациях.