Л.С. Венцюлис

Родился я 18 мая 1930 г. в г. Ленинграде в Обуховской больнице на Загородном проспекте около Витебского вокзала. Врач, принимавшая роды, сказала моей маме, что ребенок родился в рубашке и, по народной примете, будет счастлив в жизни. В девяносто три года с уверенностью могу сказать, что счастлив в своей жизни.

Семьдесят четыре года моей жизни связаны с Военно-Морским Флотом (ВМФ) и с военно-морской деятельностью, том числе: 43 года военной службы в ВМФ и, после увольнения с действительной военной службы в запас в 1992 году, 31 год работаю профессором кафедры Военно-морской академии имени адмирала Н.Г. Кузнецова. Также 31 год (с 1992 года) работаю в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и в Научно-исследовательском центре экологической безопасности РАН (НИЦЭБ РАН) (в настоящее время входит в состав Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН). 

Особое значение в морально-нравственных установках, определивших всю мою дальнейшую жизнь, принадлежит моим родителям, братьям и сестрам, а также общественным организациям (пионерская, комсомольская и партийная) нашей страны, которые воспитали во мне честность, порядочность и желание сделать максимум полезного для нашей Родины – России. Мои родители своим примером и трудолюбием, заботой о детях старались создать достойные условия жизни. Вместе с тем родители проявляли высокую требовательность к детям по выполнению ими домашних и школьных обязанностей. В нашей семье дружно отмечались семейные и государственные праздники, всей дружной семьей посещали музеи, театры, исторические места города и пригорода. 

Моя мама, Венцюлис Зинаида Лавровна, работала лаборантом в Ленинградском кораблестроительном институте. Мой отец, Венцюлис Станислав Марцельевич, в 1912 г. создал предприятие по изготовлению и ремонту обуви, которое передал государству в 20 е годы ХХ века, и перешел на работу на Вагоностроительный завод им. Егорова, на котором работал до конца своих дней и пользовался заслуженным уважением. 

В школе я учился на «отлично» и каждый год получал похвальные грамоты. До начала войны успел закончил только три класса, так как 22 июня 1941 года мирная и спокойная жизнь советских людей была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии на Советский Союз. Никто не мог предположить, что через 2,5 месяца после вторжения немецкие войска вплотную приблизятся к Ленинграду и 12 сентября 1941 года замкнут кольцо блокады, которая войдет в историю человечества. 872 дня Ленинградской блокады для 2-х миллионов 451 тысяч человек – это ежеминутная угроза жизни, лютый холод и голод, постоянная угроза фашистского вторжения.

В период блокады на Ленинград было совершено 258 воздушных налетов с участием 1876 самолетов, сброшено 4676 фугасных и 69613 зажигательных бомб. Разрушено 15 миллионов квадратных метров жилой площади, лишены крова 716 тыс. человек. Разрушено 840 заводов, 526 школ, 101 музей и 71 мост. Нормы хлеба сократились: до 250 граммов – для рабочих и 125 граммов – для служащих, детей и стариков. Не работали водопровод, канализация, транспорт. Однако, несмотря на все трудности войны и проблемы, которые возникли, город боролся, жил и активно противостоял врагу.

Мне было 11 лет. Однажды, проходя по улице, я увидел упавшего пожилого человека, и подбежал к нему, желая ему помочь. Человек терял сознание, успел мне сказать: «Молодой человек, береги Ленинград!». И умер. Для меня эти слова стали девизом на всю жизнь.

Все члены нашей семьи внесли свой вклад в оборону города и нашей страны:

  • старший брат – студент Кораблестроительного института с первых дней войны ушел добровольцем на фронт и защищал Ленинград;
  • старшая сестра только окончила школу – они всем классом решили уйти добровольцами на фронт. Она провоевала всю войну в частях Ленинградского фронта;
  • отец был непризывного возраста и состоял в бригаде охраны своего завода;
  • мама принимала пожилых людей и детей в бомбоубежище нашего дома. 

С 1941 по 1944 год я был связным при штабе Местной ПВО Ленинского района. По воздушной тревоге дежурил на крыше своего дома, где должен был тушить зажигательные бомбы. Таких бомб на крыше дома я погасил 3 и во дворе – 4. Однажды, когда я дежурил на крыше своего дома во время воздушной тревоги, в стоящий напротив семиэтажный дом упала фугасная бомба (500 кг), которая прошила все семь этажей и взорвалась. Сильной воздушной волной меня отбросило и ударило о дымовую кирпичную трубу, которая меня и спасла. Я был, конечно, весь в крови, но остался жив. С разбитой головой и вывернутой рукой спустился в бомбоубежище, где моя мама принимала пожилых людей и детей. Мне оказали первую помощь: перевязали разбитую голову и выправили руку. После чего мама сказала, чтобы я бежал на свой боевой пост. И отправила меня туда не зря, так как там я погасил еще одну зажигательную бомбу. Когда после тревоги я вернулся домой, мама меня обняла и на глазах у нее были слезы.

В своих воспоминаниях о блокаде Ленинграда я хотел на примере нашей семьи и жителей города показать, как люди были преданы своей Родине и Ленинграду, как искренне верили в победу и старались ее приблизить. 

После окончания войны положение страны было крайне тяжелым, однако высокий уровень патриотизма и сознательность советских людей позволили уже в первые годы после окончания войны быстро восстанавливались поврежденные дома и дороги, промышленные предприятия и учреждения культуры. 
В 1944 году я продолжил учебу в школе. Занимался в спортивных кружках, летом был пионервожатым в лагерях. В 1946 году вступил в комсомол. Многие учителя прошли суровые дни войны на фронте, поэтому, наряду с добротой и порядочностью, отличались достаточно высокой строгостью и требовательностью. В 1948 году твердо решил, что после окончания школы буду поступать в Высшее военно-морское инженерное училище (ВВМИУ) им. Ф.Э. Дзержинского. В августе 1949 года сдал вступительные экзамены и был зачислен курсантом в ВВМИУ им. Дзержинского.

Многие преподаватели ВВМИУ непосредственно участвовали в боевых действиях ВМФ, имели боевые награды. Преподаватели отлично знали свой предмет, объясняли понятно и доходчиво, а также щедро делились с нами своим боевым опытом и опытом эксплуатации технических систем в сложных условиях. Высокий уровень преподавания способствовал формированию знаний, умений и навыков проектирования, создания и эксплуатации корабельных энергетических установок. В училище я впервые выполнил научную работу по повышению эффективности эксплуатации корабельных энергетических установок.

В 1954 году окончил ВВМИУ им.Ф.Э. Дзержинского, был назначен командиром машинно-котельной группы эсминца (ЭМ) «Способный» Балтийского флота (БФ). Служба на флоте включала работу с техническими средствами и с личным составом, эксплуатацию энергетического оборудования и решению ремонтных задач технических средств.

Особое внимание уделялось боевой подготовке в период учений и выполнение отдельных задач. Были интересные походы в зарубежные страны: в 1955 году ЭМ «Способный» в составе отряда кораблей БФ побывал с визитом дружбы в Англии, в 1956 году – в Дании и в Германии. 

В 1958 году экипаж участвовал в обучении в Польше экипажей из Индонезии.

В 1960 году был назначен командиром электромеханической боевой части на ЭМ «Скрытный», который в 1961 году перешел Северным морским путем на Тихоокеанский флот в г. Петропавловск-Камчатский. 
Служба на кораблях флота позволила мне приобрести навыки использования энергетических установок, которые позволили мне в дальнейшем творчески подходить к анализу их работы, выявлять недостатки и положительные стороны их функционирования, предлагать более совершенные методы эксплуатации и конструкции.

В 1961 году поступил в Военно-морскую ордена Ленина академию имени Адмирала Флота Н.Г. Кузнецова на кафедру «Паровые и газовые турбины», которой руководил заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор, контр-адмирал Г.Г. Жаров. При первой встрече со мной начальник кафедры задал мне конкретный вопрос: «Какой научной проблемой планируете заниматься?». Я ответил, что хочу заниматься перспективными газотурбинными установками. В этот же день профессор Г.Г. Жаров рекомендовал меня для участия в работах по созданию газотурбинных установок в Центральном котлотурбинном институте (ЦКТИ) им. Ползунова. В ВМА разрешалось перейти на самостоятельное обучение, т.е. первые два месяца семестра самостоятельно заниматься и сдавать экзамены, а другие два месяца высвобождать для самостоятельной научной работы. Со второго курса перешел на такую систему, которая меня в полной степени удовлетворяла.

На следующий день я посетил ЦКТИ им. Ползунова и встретился с начальником лаборатории турбин, который сказал, что лаборатории высокотемпературных газовых турбин поручена разработка ГТУ с температурой газа 1 200°С. Главным вопросом при решении этой проблемы был анализ существующих газотурбинных установок и выбор наиболее рациональной схемы двигателя и системы охлаждения деталей газовой турбины. Такая работа [1], которая заложила основы создания высокотемпературных газотурбинных установок, была выполнена Л.С. Венцюлисом и В.Г. Петуховым. 

Показано, что экономичность ВГТУ с различными системами охлаждения элементов проточной части может быть достигнута [2]:

  • 35% – с открытой системой воздушного охлаждения лопаток при tr = 1 200°C;
  • 37% – с закрытой системой воздушного охлаждения лопаток при tr = 1 300°C;
  • 40% – с жидкостной водо-натриевои системой охлаждения лопаток при tr = 1 400°С;
  • 50% - с керамическими лопатками при tr = 1 600°C.

Все системы охлаждения [3] позволили снизить температуру лопаток и температурные напряжения, что повысило их надежность. Весь комплекс работ по ВГТУ, проведенный в ЦКТИ, способствовал разработке технического задания на проектирование и создание первой в России корабельной ВГТУ, в чем я принимал активное участие.

В последние 30 лет также занимаюсь вопросами повышения экологической безопасности энергетики, в том числе разработкой и созданием систем снижения вредных выбросов в атмосферу от энергетических установок, работающих на жидком топливе [4].

Работы, выполненные по этой проблеме, можно разделить на две большие группы: 

  • теоретические основы повышения экологической безопасности энергетики [5];
  • реализация системы сжигания водо-топливных эмульсий [6].

Первая группа работ представляет собой разработку теоретических основ использования гидротоплива в энергетических установках. Вторая группа работ – создание и внедрение установок сжигания водотопливных эмульсий в паровых котлах и дизельных энергетических установках. 

Выполненные работы позволяют снизить вредные выбросы, образующиеся при сжигании жидких топлив, что обеспечивало:

  • снижение газового загрязнения атмосферы на 35-45%;
  • уменьшение теплового загрязнения окружающей среды на 8-10%;
  • снижение потребления атмосферного воздух, необходимого для горения топлива, на 20-30%;
  • уменьшение потребления топлива на 3-5%.

Теоретические разработки, выполненные в ВМА и в НИЦЭБ РАН по созданию и использованию водотопливных эмульсий, реализованы на кораблях Черноморского и Северного флотов, на 5 ТЭЦ Санкт-Петербурга, предприятии «Адмиралтейские верфи», ППО «Стройдеталь», ППО «Парнас», топливных складах «Ручьи». Практически создание и внедрение систем снижения вредных выбросов в атмосферу от энергетических установок, работающих на жидком топливе, показало достаточно высокую эффективность разработанных систем при сравнительно небольших экономических затратах (рис. 1).

Обложки наиболее значимых монографий, написанных с 2011 по 2017 годы
Рис. 1. Обложки наиболее значимых монографий, написанных с 2011 по 2017 годы

По третьей проблеме – «Обращение с твердыми коммунальными отходами» – было выполнено: три работы – по Санкт-Петербургу и одна работа – по Ленинградской области.

В 2004 г. в СПбНЦ РАН под моим научным руководством была разработана «Концепция, программа и план обращения с твердыми коммунальными отходами в С-Петербурге на 2005-2014 гг.».

На основании концепции была создана Программа по оптимальному развитию системы обращения с ТКО в СПб на 2005-2014 гг. На базе программы был разработан план развития системы обращения с ТКО в СПб и его реализация [7]. В заключение концепции были представлены основные технологические, экологические и финансовые показатели при реализации программы мероприятий в Санкт-Петербурге в 2005-2014 гг. [8].

Концепция была согласована с комитетами Правительства Санкт-Петербурга, с предприятиями по сбору, перевозке и переработке ТКО и окончательно была принята Правительством Санкт-Петербурга к исполнению 02.08.2005 г., пр.№ 1151 «О концепции обращения с отходами в СПб на 2005-2014 гг.». В 2005 г. было заметно, как по городу начались работы по установке новых емкостей для сбора ТКО. Однако в 2012 г. Правительство отменило принятое постановление и заменило его новым, по которому и работало с 2012 г. по 2020-е гг.

Четвертая работа «Комплексная программа обращения с отходами производства и потребления на территории Ленинградской области на период с 2004 по 2013 г. была выполнена в 2003 г. СПбНЦ РАН под руководством профессора Л.С. Венцюлиса. 

Программа была сформулирована на два пятилетних плана:

  • программа А (с 2004-2008 г.);
  • программа В (с 2009-2013 г.).

Принимая во внимание, что рассматриваемая проблема обращения с отходами имеет много общего, как для Санкт-Петербурга, так и для Ленинградской области, было уделено внимание решению этого вопроса для двух регионов совместно. С этой целью в лаборатории была выполнена работа «Единая политика обращения с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» (Проект «TASIS») и издана монография [9].

Следует также отметить, что по инициативе исполнителей работы в 2000 г. губернаторами СПб и ЛО была подписана «Декларация о совместной политике сотрудничества Правительств в сфере охраны окружающей среды от загрязнения твердыми малотоксичными и бытовыми отходами».

Декларация предусматривала:

  • проведение единой региональной политики в области обращения с отходами;
  • согласование законодательной базы и унификации тарифной политики;
  • координация принимаемых решений в зоне взаимных интересов;
  • увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичного сырья и переработки на МПЗ.

Все 68 лет моей трудовой деятельности при активной, целеустремленной работе принесли определенную пользу моей родине – России.

Литература

  1. Венцюлис Л.С., Петухов В.Г. Расчет тепловой экономичности ГТУ с охлаждаемыми турбинами энтропийным методом – ЦКТИ им. И.И.Ползунова, 1964. – 93 с.
  2. Жаров Г.Г., Венцюлис Л.С. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки. – Л.: Судостроение, 1973. – 359 с.
  3. Венцюлис Л.С., Петухов В.Г. Сопловая лопатка турбомашины. №178827, КН14С, 1966.
  4. Венцюлис Л.С., Донченко В.К., Скорик Ю.И. Экологический ущерб от ТЭК России и возможности его снижения. – СПб.: Изд. «ВВМ», 2012. – 174 с.
  5. Венцюлис Л.С., Гусев А.Н. Энергоресурсосбережение как основная проблема ТЭК России. – СПбПУ Петра Великого. 2011. – 238 с.
  6. Венцюлис Л.С., Скорик Ю.И. Диспергационное устройство струйно-кавитационного типа с регулированием качества эмульсии. №97101940/06 (001751).
  7. Венцюлис Л.С., Скорик Ю.И. Система обращения с отходами: принципы организации и оценочные критерии. – СПб НЦ РАН, 2007. – 205 с.
  8. Венцюлис Л.С., Гусев А.Н. Твердые коммунальные отходы – одна из основных экологических проблем России. – СПбПУ Петра Великого, 2017. – 208 с.
  9. Венцюлис Л.С., Скорик Ю.И. и др. Единая политика обращения с отходами в СПб и ЛО. – НИИХимии СПб ГУ, макет, 2000. – 154 с.