Организация и деятельность СПбНЦ РАН

Оглавление

  1. Создание и деятельность МКС Президиума АН СССР (1979-1989)
  2. Создание и деятельность ЛНЦ АН СССР (1983-1991)
  3. Научная деятельность СПбНЦ РАН (1992-2013)
  4. Научная деятельность СПбНЦ РАН после реформ РАН
  5. Научно-организационная деятельность СПбНЦ РАН

Создание и деятельность МКС Президиума АН СССР (1979-1989)

В 1979 г. были подготовлены и приняты основные документы, регламентировавшие структуру, статус, функции Междуведомственного координационного совета и четырнадцати специализированных научных советов. Определился его персональный состав: выбраны председатели и члены научных советов, сформирован штат освобожденных учёных секретарей. К концу 1979 г. закончился подготовительный этап работы МКС, были утверждены почти все специализированные советы, многие из них начали работу и провели первые заседания. Организационно-техническое и финансовое обеспечение работы Междуведомственного координационного совета АН СССР в Ленинграде и специализированных научных советов возлагалось на Ленинградский научно-исследовательский вычислительный центр АН СССР.

В первоначальный состав МКС входили: академики И. А. Глебов (председатель МКС, член Президиума АН СССР, председатель Научного совета по инженерным проблемам термоядерного синтеза и физике плазмы, директор ВНИИ электромашиностроения), Н. Н. Исанин (председатель Научного совета по проблемам судостроения), Б. Б. Пиотровский (председатель Научного совета по общественным наукам, директор Государственного Эрмитажа), В. М. Тучкевич (член Президиума АН СССР, председатель Научного совета по физике твердого тела, директор Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе АН СССР), А. Л. Тахтаджян (директор Ботанического института АН СССР), Л. Д. Фаддеев (директор Ленинградского отделения Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР), М. М. Шульц (председатель Научного совета по химическим наукам, директор Института химии силикатов АН СССР); члены-корреспонденты АН СССР А. А. Вавилов (председатель Научного совета по проблемам автоматизации исследований и управления, председатель Совета ректоров, ректор Ленинградского электротехнического института), В. А. Говырин (председатель Научного совета по проблемам физиологии, директор Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова АН СССР, с марта 1984 г. – академик), К. О. Кратц (председатель Научного совета по полезным ископаемым, директор Института геологии и геохронологии докембрия АН СССР), В. А. Павленко (председатель Научного совета по проблемам приборостроения, генеральный директор Научно-технического объединения АН СССР), В. Б. Алесковский (ректор Ленинградского государственного университета), Г. И. Горбунов (председатель Президиума Кольского филиала АН СССР).

Кроме перечисленных выше, в МКС входили Научные советы: по проблемам охраны окружающей среды (председатель – О. А. Скарлато, директор Зоологического института АН СССР, член-корреспондент АН СССР с 1981 г.), по экономическим и социальным проблемам (председатель – д.э.н. И. И. Сигов, директор Института социально-экономических проблем АН СССР), по проблемам энергомашиностроения и энергетики (председатель – д.т.н. Н. М. Марков, директор Центрального котлотурбинного института), по порошковой металлургии и композиционным материалам (председатель – д.т.н. А. К. Григорьев, заведующий кафедрой Ленинградского политехнического института).

Основным «законным» (т.е. определенным в Положении об МКС) методом воздействия советов на реальную научно-техническую политику была подготовка предложений в Президиум АН СССР, в союзные, республиканские и территориальные советские и плановые органы о выделении материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов для проведения научных исследований по тематике Совета, о внедрении результатов законченных работ в народное хозяйство. Советы готовили также предложения о включении своих научно-технических программ в качестве составных частей в программы Государственного комитета по науке и технике, в министерские программы. Предложения носили рекомендательный характер.

Особенности науки своего времени академик И. А. Глебов связывал с тесным переплетением больших народнохозяйственных задач с не менее важными техническими. Он считал, что «сегодня большая наука не может существовать без большой промышленности и нет такой области промышленности, строительства, планирования, где не нужна была бы самая передовая наука». Для решения сложных комплексных программ необходима кооперация групп учёных и производственников. Функции координатора, по мнению И. А. Глебова, и должен был взять на себя Междуведомственный координационный совет Академии наук СССР.

К 1989 г. число советов выросло. Помимо перечисленных, в состав МКС входили советы: по космическим исследованиям для народного хозяйства, по проблемам комплексного использования и воспроизводства лесных ресурсов, по проблемам строительного комплекса, по комплексным проблемам транспорта, по медицинским наукам.

Отбор научно-технических направлений, по которым были созданы советы МКС, основывался на особенностях научного и производственного потенциала Ленинграда. Отбирались те отрасли науки, по которым в городе существовали сильные научные школы (физика, физиология, гуманитарные исследования, химия, геология и др.), а также научно-технические направления, которые отражали сложившуюся производственную специализацию города и Северо-Западного региона (судостроение, энергомашиностроение, геологоразведочные работы, обработка древесины и т.п.).

Предполагалось, что советы являются той новой формой, в рамках которой межведомственное и межотраслевое сотрудничество выражается в виде комплексных целевых программ по отдельным направлениям научных исследований или научно-технических разработок. Основная задача объединения отраслевых усилий заключалась в том, чтобы в программах оптимально (с точки зрения окончательного результата) распределились задания между учреждениями Академии наук, вузами, отраслевыми НИИ, конструкторскими организациями и предприятиями.

В 1981–1989 гг. советы МКС подготовили несколько десятков программ и координационных планов. Значительная часть этих программ (планов) была утверждена органами управления, имеющими союзный или общероссийский статус, – Госпланом СССР, Госпланом РСФСР, Государственным комитетом по науке и технике (ГКНТ), другими государственными комитетами, министерствами и т.п.

Научный совет по электро-, энергомашиностроению и энер¬гетике разработал программу «Повышение эффективности топливно-энергетического комплекса страны». В ней принимали участие ленинградские организации, но эта программа была утверждена Государственным комитетом СССР по науке и технике (ГКНТ), Госпланом СССР и АН СССР.

В своей деятельности советы МКС ориентировались на промышленный потенциал города, поэтому некоторые направления работы советов МКС были связаны с потребностями городских предприятий. Для них Совет по проблемам автоматизации исследований и управления подготовил программу развития АСУ и внедрения вычислительной техники, а также программу промышленной робототехники. Обе программы были поддержаны исполнительными и плановыми органами города.

Составление Комплексных программ НТП для страны в целом и для всех её экономических районов и республик было попыткой обновления процесса планирования. До конца 1980-х годов каждый следующий пятилетний план составлялся по образцу предыдущего. В этой процедуре не была предусмотрена стадия долгосрочного прогнозирования. Не было и среднесрочных концепций социально-экономического развития, при разработке которых обсуждались бы основные варианты возможной динамики экономических и социальных процессов.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 предусматривало разработку Комплексной программы научно-технического прогресса СССР. В течение 1981–1982 гг. следовало разработать КП НТП РСФСР на 1986–2005 гг. (по пятилетиям). В составе КП НТП РСФСР предусматривалось формирование четырнадцати Региональных комплексных программ научно-технического прогресса (РКП НТП), в том числе РКП НТП Ленинграда и Ленинградской области. Председателем Региональной комиссии по разработке этой программы был назначен председатель МКС АН СССР в Ленинграде академик И. А. Глебов, а головной организацией комиссии – Институт социально-экономических проблем АН СССР (ИСЭП АН СССР).

В обновленном виде система планирования должна была включать двадцатилетний прогноз, концепцию социально-экономического развития на ближайшие десять лет и пятилетний план. Предусматривалось, что каждые пять лет прогнозы и концепции должны обновляться. Кроме того, сложившуюся к тому времени систему ведомственного планирования Комплексная программа НТП дополняла сеткой региональных «прогнозов–концепций–планов». Формирование подобной программы потребовало проведения научных исследований по проблемам научно-технического прогнозирования и планирования, подготовки организационно-методических материалов и, наконец, формирования самой программы. Все эти работы были включены в координационные планы.

Особое внимание Совет по экономическим и социальным проблемам МКС АН СССР уделял центральному разделу Комплексной программы НТП «Основные направления научных исследований». К этой работе привлекались и другие специализированные советы МКС. Они участвовали в составлении прогнозов, давали предложения, какие научно-технические программы следует разрабатывать в городе в ближайшие 5–10 лет, подготавливали перечни результатов научных исследований, предлагаемых к внедрению в производство.

Несмотря на ограниченные возможности влиять на перераспределение основных финансовых и материальных потоков внутри научно-технической сферы, советам МКС в 1979–1989 гг. удалось в какой-то мере содействовать реализации нескольких десятков научно-технических проектов.

После длительного перерыва в городе появилась научно-организационная структура Академии наук – непосредственная предшественница Ленинградского научного центра. Наряду с Отделениями АН СССР советы МКС рассматривали планы и отчёты ленинградских академических организаций, использовали свои информационные, организационные и ресурсные возможности для содействия исследованиям; провели изучение всего научного потенциала города: академических, вузовских и отраслевых организаций. В 1980-е гг. в отрасли «Наука и научное обслуживание» работало около 400 тысяч ленинградцев.

Создание и деятельность ЛНЦ АН СССР (1983-1991)

В послевоенный период росло число ленинградских академических институтов и научных сотрудников. В 1971 г. в институтах Академии наук работало 10 760 чел., в 1980 г. – 13 077 чел. К 1990 г. этот показатель увеличился до 15 740 человек и стал максимальным для всего периода существования академической науки в Петербурге–Ленинграде. Создавались и новые крупные институты. С 1968 по 1977 г. созданы Ленинградский институт ядерной физики им. Б. П. Константинова, Институт озероведения, Институт социально-экономических проблем (ИСЭП), Ленинградский филиал Специальной астрофизической обсерватории.

Ленинградский научный центр стал одной из многих региональных организаций АН СССР. В отличие от Сибирского отделения научные центры не были включены в механизм финансирования академических институтов. Объём средств, получаемых последними, определялся отраслевыми отделениями. Научный центр не мог оказывать прямого влияния и на тематику исследований в институтах. Тематические планы институтов и их научные отчёты могли обсуждаться в научном центре, а затем они передавались в Отделения АН. Решения Президиума Центра носили рекомендательный характер. Ленинградский научный центр в этом отношении не отличался от других академических научных центров.

Численность центра была установлена в 68 человек. В центре были организованы управления: научно-организационное, капитального строительства, внешних связей и административно-хозяйственное. Благодаря помощи Ленгорисполкома Институт языкознания освободил половину главного здания Академии наук (ему выделили другое здание) для обеспечения полноценной работы ЛНЦ и МКС. При создании ЛНЦ в его состав вошли 32 научные организации, 3 учреждения, осуществлявших научное обслуживание, 3 промышленных предприятия, 2 строительные организации и 1 проектная, 3 учреждения здравоохранения и ряд других (детские сады, столовая, гостиница и т.д.).

Временное положение о Ленинградском научном центре было утверждено Постановлением Президиума АН СССР 26 мая 1983 г. В Положении констатируется, что «Центр объединяет научные учреждения и организации Академии наук СССР в Ленинграде и Ленинградской области и опирается в своей работе на членов Академии наук СССР, ведущих работу в ленинградских научных учреждениях и организациях». Центр должен работать по плану, утвержденному Президиумом АН СССР и отчитываться перед ним о своей деятельности.

К числу основных задач Центра относились обеспечение по согласованию с Президиумом АН СССР и его секциями научно-организационного руководства объединяемыми Центром научными учреждениями и организациями АН СССР, а также их сотрудничество с отраслевыми НИИ и вузами Ленинграда.

В Положении предусматривалось проведение не реже одного раза в год для рассмотрения перспективных вопросов деятельности Центра собрания действительных членов (академиков), членов-корреспондентов АН СССР, ведущих работу в ленинградских научных учреждениях и организациях, и директоров научных учреждений, входящих в Центр.

Центр давал рекомендации по рациональному использованию научного потенциала учреждений АН СССР, вузов и отраслевых НИИ Ленинграда и Ленинградской области при выполнении фундаментальных и поисковых исследований в области естественных, технических и общественных наук, а также общесоюзных, целевых и комплексных научно-технических программ. Центр объединял усилия ленинградских академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР для руководства и выполнения важнейших научно-технических проблем, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса страны.

Во взаимодействии с Междуведомственным координационным советом АН СССР в Ленинграде Центр должен оказывал помощь и содействие в осуществлении координации исследований в Северо-Западном и Северном экономических районах.

Важным направлением работы Центра был контроль за состоянием и подготовкой научных кадров: анализ и обобщение итогов приёма, аттестации и выпуска аспирантов в научных учреждениях Центра. Кроме того, Центр должен был рассматривать кандидатуры на должности директоров и руководителей академических учреждений, однако их избрание и утверждение происходило в установленном в АН СССР порядке. Результаты обсуждения кандидатур на Президиуме Центра носили рекомендательный характер.

На Президиуме ЛНЦ АН СССР в 1984 г. был заслушан доклад директора ИСЭП АН СССР, д.э.н. И. И. Сигова «Основные социально-экономические показатели и обоснование развития научных учреждений Ленинградского научного центра АН СССР в соответствии с Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на 1986–2005 годы». Прогноз развития академической науки в Ленинграде предполагал её дальнейшее экстенсивное развитие, в том числе и территориальное – создание ленинградского «академгородка».

Предстояло создать два новых академических института – Институт древесины и Институт молекулярной генетики и иммунологии. Предполагалось, что опережающими темпами в ленинградских академических учреждениях будет расти число занятых в научном обслуживании (научное приборостроение и библиотечно-информационное обеспечение) – на 78% за 20 лет, а среди секций АН СССР – учреждений секции физико-технических и математических наук и секции химико-технологических и биологических наук (на 33–34% за 20 лет). Для создания новых институтов и обеспечения опережающего развития новых научных направлений лимит штатной численности Центра должен был быть увеличен на 1100 единиц за 20 лет.

Строительство новых объектов для институтов, не располагающих необходимыми для этого собственными площадками, целесообразно сосредоточить на территории, выделенной Ленгорисполкомом Академии наук в районе Шувалово–Озерки. Отведенная для Академгородка территория находилась в чер¬те города, на его северной границе вблизи станции Шувалово, у одного из озер, на берегу которого построен корпус Физико-технического института (бывший Институт полупроводников). Расчётный срок строительства – 2000 г. В соответствии с генераль¬ным планом развития Ленинграда к этому времени в регионе Ака¬демгородка предполагалось построить: центр теплоснабжения, инженерные сети и транспортные связи. Кроме того, для вы¬полнения строительных работ требовалось радикальное развитие Ленакадемстроя.

В решении проблем координации исследований и разработок от фундаментальных проблем до внедрения результатов в практику, с охватом в единую программную систему академической, отраслевой и вузовской науки большие надежды возлагались на Междуведомственный координационный совет.

23 февраля  и 23 июня 1989 г. состоялись Общие собрания членов Академии наук СССР Ленинградского научного центра АН СССР, на которых председателем Президиума Центра был избран академик Ж. И. Алфёров, а также избраны члены Президиума Центра. 10 октября 1989 г. было утверждено новое Положение о Ленинградском научном центре Академии наук СССР. В Положении сохранялся порядок выборов председателя Президиума Центра на Общем собрании АН СССР по представлению Президиума Академии наук. В то же время предусматривалось, что кандидатуры на должность председателя Президиума ЛНЦ должны предварительно рассматриваться на Общем собрании ленинградских членов АН СССР. Тем самым повышалась роль Общего собрания ленинградских членов Академии. Наряду с Президиумами АН СССР и Центра право выдвижения кандидатов на должность председателя Президиума получили научные учреждения Центра и работающие в Ленинграде члены АН СССР.

В Положение был также введен пункт о том, что ЛНЦ представляет в Президиум АН СССР предложения по финансированию проектов планов по региональной тематике.

В 1990–1991 г. Президиум ЛНЦ провёл десять заседаний. Одно из них было посвящено рассмотрению вопроса о состоянии хранения и использования архивных фондов гуманитарных учреждений ЛНЦ АН СССР.

В постановлении Президиума ЛНЦ от 27 декабря 1991 года было определено: «Просить Президиум Российской академии наук в связи с возвращением городу Ленинграду первоначального названия Санкт-Петербург, а также с преобразованием Академии наук СССР в Российскую академию наук, принять постановление впредь Ленинградский научный центр АН СССР именовать Санкт-Петербургским научным центром Российской АН (СПбНЦ РАН)». Ленинградский научный центр вступал в новый этап своей истории.

Научная деятельность СПбНЦ РАН (1992-2013)

В конце 1991 г. произошёл распад СССР, а в 1992 г. прекратила своё существование организационная структура, охватывавшая всю сферу научно-технической деятельности в СССР – Госпланы СССР и РСФСР, ГКНТ СССР, большинство министерств и ведомств, что привело к почти полному исчезновению общегосударственных и ведомственных целевых научно-исследовательских и научно-технических программ. Значительная часть отраслевых институтов была закрыта, резко сократился научный сектор в высших учебных заведениях.

В 1992–1993 гг. многократно сократилось бюджетное финансирование Академии наук. Постоянные задержки в поступлении средств и скачкообразный рост цен и тарифов создали экстремальные условия существования научных учреждений РАН. Падение объёмов промышленного производства, закрытие многих предприятий и отраслевых институтов резко уменьшили возможности заключения договоров с хозяйствующими субъектами на проведение научных исследований. Сокращение прежних источников финансирования частично компенсировалось появлением новых. С 1993 г. началась деятельность отечественных фондов, поддерживающих научные исследования. У российских учёных появились возможности получения грантов от международных фондов и заключения договоров с иностранными фирмами.

Происходившие изменения в экономической системе страны и в её хозяйственно-правовой сфере требовали постоянных усилий со стороны Академии наук.

Особое значение для Академии имел Указ Президента РФ от 15.04.96 г. № 558 «О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Российской академии наук». Указ повышал роль и статус Академии. Было предусмотрено, что РАН станет общероссийской самоуправляемой некоммерческой научной организацией, а её финансирование будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливалось также, что наряду с проведением своих фундаментальных исследований Академия принимает участие в координации всех фундаментальных исследований в стране, осуществляемых за счёт федерального бюджета. 23 августа 1996 г. был принят Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике», который закрепил государственный статус РАН и её учреждений.

В 1990-е гг. действовал Устав, утвержденный Общим собранием Российской Академии наук (РАН) 23 декабря 1992 г., с поправками, принятыми Общими собраниями РАН в 1996, 1997 и 1998 гг. В этом Уставе Российская Академия наук определялась как российская самоуправляемая организация, имеющая государственный статус, наделенная правами управления своей деятельностью и имуществом. Она объявлялась правопреемницей Академии наук СССР. Основным источником финансирования её деятельности были средства государственного бюджета России. Все вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом Российской Академии наук определялись Президиумом РАН в соответствии с действующим законодательством.

Отдельный раздел Устава РАН 1992 г. был посвящён Санкт-Петербургскому научному центру Академии. Согласно Уставу, Центр объединяет работающих в Санкт-Петербурге и области членов РАН и научных сотрудников учреждений РАН, расположенных в этом регионе. Основными задачами Центра были: развитие исследований по междисциплинарным региональным программам, выполняемым учреждениями центра, содействие проведению исследований, порученных учреждениям центра отделениями РАН, координация сотрудничества академических учреждений с отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами региона.

В 2007 г. был утверждён новый Устав РАН, в который были внесены изменения в 2008, 2010 и 2011 гг. В нём Санкт-Петербургскому научному центру посвящались три пункта: «Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук объединяет её членов, работающих в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, и научных сотрудников подведомственных академии организаций, расположенных в этом регионе. Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук объединяет научные организации, образовательные организации, инновационные организации, а также организации научного обслуживания и социальной сферы.
Основными задачами Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук являются развитие исследований по междисциплинарным региональным программам, выполняемым организациями Санкт-Петербургского научного центра академии, содействию проведению исследований, порученных организациям Санкт-Петербургского научного центра академии отделениями академии, координация сотрудничества академических организаций с отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами региона.

Председатель Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук избирается из числа действительных членов академии и утверждается в составе Президиума Академии её общим собранием».

В 1992 г. решением Президиума РАН по просьбе Президиума СПбНЦ РАН Междуведомственный координационный совет РАН был реорганизован в Междисциплинарный координационный совет Санкт-Петербургского научного центра РАН, а его сотрудники переведены в СПбНЦ РАН. Число Советов было уменьшено до 5, они получили название Объединённые научные советы, т.к. в их состав входили более частные научные советы.

Центр участвовал в разработке концептуальных основ программы развития региона на длительную перспективу и других региональных программ, разрабатывал рекомендации по рациональному использованию научного потенциала учреждений Центра, вузов и отраслевых научно-исследовательских институтов региона при выполнении фундаментальных и прикладных исследований, а также содействовал использованию в народном хозяйстве региона и страны научных разработок, выполняемых в учреждениях и организациях Центра. Силами научно-исследовательских учреждений Центр организовывал научную экспертизу и консультации в области развития производительных сил и социально-культурного развития региона, а также охраны и рационального использования природных ресурсов, исторических и культурных ценностей.

В состав Санкт-Петербургского научного центра входило свыше 60 учреждений, организаций и предприятий РАН, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Общая численность работавших в научных подразделениях составила 13,2 тыс. человек. Из 44 научных коллективов, входивших в СПбНЦ РАН, 33 являлись самостоятельными научно-исследователь¬скими институтами и организациями, 9 – филиалами, отделениями и отделами иногородних (в большинстве случаев московских) институтов, 2 – учебными кафедрами. Среди научных учреждений СПбНЦ РАН – два гиганта: Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе и Петербургский институт ядерной физики им. Б. П. Константинова, насчитывающие по 2,2 тыс. сотрудников.

В 2003 г. аппарат Президиума СПбНЦ РАН включал в себя управления организации научных исследований, внешних связей и финансовое управление. В него входили также: отдел научных кадров и аспирантуры, юридическая служба, секретариат и Санкт-Петербургский филиал межрегионального территориального органа Министерства имущественных отношений России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Агентство по управлению имуществом РАН». В Научный центр входили научно-организационные подразделения (отдел междисциплинарных региональных программ и отдел телекоммуникаций) и научно-образовательные учреждения (кафедра иностранных языков и кафедра философии). При Центре состояли автотранспортный и хозяйственный отделы и 3 детских учреждения.
Очередной Устав СПбНЦ РАН был принят Общим собранием Центра (постановление от 31 января 2008 г. № 1) и утверждён Постановлением Президиума РАН № 627 от 09.12.2008 г. В нём закреплялось присоединение к нему Управления капитального строительства СПбНЦ РАН, до 2004 г. имевшего собственный Устав, и присоединение Управления делами Президиума СПбНЦ РАН, бывшего до 2002 г. самостоятельным учреждением.

Основной целью деятельности Центра провозглашались организация и проведение фундаментальных научных исследований, а также прикладных работ, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития региона. Основными задачами Центра являлись: «развитие исследований по междисциплинарным региональным программам, выполняемым организациями Центра; содействие проведению исследований, порученных организациям Центра отделениями РАН; координация сотрудничества академических организаций с отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами региона».

Президиум Центра утверждает председателей объединённых научных советов Междисциплинарного координационного совета и по их представлению формирует объединённые научные советы по основным научным направлениям, заслушивает и утверждает их отчёты.

Центр в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Уставом РАН, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления. В состав имущества Центра входят здания, сооружения, оборудование, приборы, транспортные средства, средства связи и другое имущество, обеспечивающее деятельность и развитие Центра, а также социальные потребности работников Центра. Этот Устав действовал до декабря 2013 года.

Анализ практики 1991–2013 гг. показывает развитие диалога городских властей и учёных. Одним из важнейших решений, принятых на совместном заседании Правительства Санкт-Петербурга и Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН в июне 1999 г., стало учреждение именных научных премий Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. Возникла традиция объявления имен лауреатов в канун Дня города (27 мая).

Направления работы Президиума СПбНЦ РАН соответствовали направлениям деятельности Центра, закрепленным в его Уставах. При сравнении с деятельностью Центра до 1992 г. можно отметить несколько отличий: выросла роль Президиума как органа, объединяющего академическое сообщество Петербурга; расширилась экспертная деятельность Объединённых научных советов Центра; шла регулярная работа по формированию Научных программ СПбНЦ РАН.

До 1992 г. заседания Президиума были редкими, но с начала девяностых годов он стал работать как междисциплинарный семинар аналогично Президиуму РАН. Была возрождена традиция научных докладов ведущих сотрудников петербургских институтов по наиболее интересным результатам и направлениям исследований. В 1992–2013 гг. ежегодно заслушивалось от 6 до 13 таких докладов. Институты отбирали для докладов лучшие и наиболее перспективные разработки. С 1997 г. многие исследования, доклады по которым были заслушаны на заседаниях Президиума, были рекомендованы для включения в Программу СПбНЦ РАН и получили финансовую поддержку.

Кроме отчётов о деятельности Президиума и отчётов о деятельности Объединённых научных советов на заседаниях Президиума СПбНЦ РАН регулярно заслушивались сообщения руководителей академических институтов об опыте работы в кризисных условиях (цикл докладов в 1997–1998 гг.), о развитии международных научных связей институтов СПбНЦ РАН (1998–2008 гг.), о деятельности научных обществ РАН (с 1999 г.), о потенциале проведения исследований в академических институтах и использовании их результатов (2002–2009 гг.), о перспективах науки и международных связях институтов РАН (2009–2012 гг.). В 2011 г. начат новый цикл докладов – учреждений, находящихся под научно-методическим руководством СПбНЦ РАН.

Ещё один цикл «Университеты Санкт-Петербурга» начался в 2012 г. докладом ректора Университета ИТМО чл.-корр. РАН В. Н. Васильева. В 2013 г. с отчётом о работе Санкт-Петербургской клинической больницы РАН за 2008–2012 гг. выступил главный врач больницы к.м.н. О. Л. Чагунава.

Из наиболее важных рассмотренных на заседаниях Президиума вопросов следует отметить: утверждение составов экспертных советов по присуждению премий; утверждение структуры и составов Комиссий при Президиуме СПбНЦ РАН, Объединённых научных советов; согласование кандидатур на выборах директоров институтов и учреждений, входящих в структуру СПбНЦ РАН.

Президиум РАН неоднократно проводил свои выездные заседания совместно с заседаниями Президиума СПбНЦ РАН. В рамках посвящённых 275-летию Академии наук мероприятий 21 сентября 1999 г. состоялось выездное заседание Президиума РАН в Петербург. Выездные заседания Правительства Санкт-Петербурга также нередко проводились совместно с заседаниями Президиума СПбНЦ РАН. Заседания Президиума СПбНЦ РАН, проводившиеся совместно с учёными советами научных учреждений Центра, зачастую были выездными и приуроченными к юбилейным и памятным датам, которые отмечали институты. Важнейшим событием для всего научного сообщества страны стало присуждение в 2000 г. Нобелевской премии по физике председателю Президиума СПбНЦ РАН академику Ж. И. Алфёрову, который выступил с речью на совместном заседании Президиума СПбНЦ РАН и Учёных советов Отделений ФТИ им. А. Ф. Иоффе РАН. В заседании участвовали представители многих научных институтов и вузов города, члены Правительства Санкт-Петербурга.

Научная деятельность СПбНЦ РАН после реформ РАН

27 июня 2013 г. на заседании Правительства Российской Федерации рассматривался законопроект о реорганизации государственных академий, на следующий день законопроект № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации российских академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу РФ. С просьбой не допустить принятия законопроекта выступили все петербургские учреждения РАН. В сентябре 2013 г. этот закон был принят в третьем чтении. Во исполнение закона в декабре того же года все институты РАН были переданы в Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), в том числе и Санкт-Петербургский научный центр РАН. Центр получил государственное задание, и его деятельность стала оцениваться по результатам публикационной активности. Из всех подразделений остались научно-исследовательский отдел, отдел международного сотрудничества, отдел телекоммуникаций, финансовый отдел и бухгалтерия. Сохранились и подразделения по управлению имуществом.

В 2014 г. Санкт-Петербургский научный центр РАН начал свою работу по государственному заданию, полученному от Федерального агентства научных организаций. Центру было поручено определить перспективные направления фундаментальных исследований в Петербурге. К работе были привлечены Объединённые научные советы, которые за год провели анализ состояния исследований за рубежом, сопоставили его с потенциалом петербургских организаций и выделили те направления, которые целесообразно развивать в нашем городе. Итогом стало создание книги «Перспективные направления науки в Петербурге»1, которая вышла в свет в 2015 г. В коллективной монографии перечислены фундаментальные проблемы, над которыми работают учёные Санкт-Петербурга. При этом учитывались не только те из них, которые исследуются в академических институтах. Безусловно, этими направлениями не исчерпывается потенциал петербургских организаций. Особенно это касается биологии и медицины, информатики, гуманитарных исследований.

Целью деятельности Центра является организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития Петербурга и Ленинградской области. С этой целью Центр проводит развитие научных исследований по междисциплинарным программам, осуществляет координацию сотрудничества организаций, подведомственных Минобрнауки РФ, с научными учреждениями и организациями высшего образования. Центр проводит организационно-методическое обеспечение деятельности организаций, подведомственных министерству.

Центр осуществляет проведение фундаментальных, поисковых и прикладных междисциплинарных научных исследований по трансформационным процессам развития общества, экономики, территорий и роли науки и иных факторов в этих процессах. Кроме того, Центр выполняет исследования по процессам формирования, развития и использования научного потенциала в территориальных социально-экономических системах и по проблемам формирования, функционирования и развития среды обитания человека.

---
[1] Перспективные направления развития науки в Петербурге / Отв. ред. Ж. И. Алфёров, О. В. Белый, Г. В. Двас, Е. А. Иванова. СПб.: Изд-во ИП Пермяков С. А., 2015. 543 с.

Научно-организационная деятельность СПбНЦ РАН

1. Петербургские встречи лауреатов Нобелевской премии (2003-2015)

16–21 июня 2003 г. состоялась первая Петербургская встреча лауреатов Нобелевской премии «Наука и прогресс человечества», организаторами которой выступили СПбНЦ РАН, Фонд поддержки образования и науки (Алфёровский фонд) и некоммерческий фонд «Глобальная энергия», спонсорами – фирмы «Вольво», «Ксерокс» и др. Вторую часть научной программы составили круглые столы: «Проблемы энергетики», «Методы физической интроскопии в медицине», «Регулирующие системы организма», «Экономика качества жизни», «Наноструктуры в химии и физике», «Проблемы космологии», «Белковая наследственность. Новая парадигма в биологии?». Круглые столы стали представительными форумами, обсуждавшими актуальные научные проблемы. Восьмым Круглым столом стало традиционное «Алфёровское чаепитие», участниками которого были нобелевские лауреаты, сотрудники иностранных консульств в Санкт-Петербурге, члены Президиума СПбНЦ, журналисты. Дискуссия была посвящена проблеме социальной ответственности науки.
Петербургская встреча лауреатов Нобелевской премии «Наука и прогресс человечества» стала украшением юбилейных торжеств в честь 300-летия Санкт-Петербурга, внесла существенный вклад в повышение престижа отечественной науки в России и за рубежом, стала незабываемым событием в жизни её участников, особенно молодых.

5-я Петербургская встреча лауреатов Нобелевской премии, в рамках которой был проведен Международный научный форум «Наука и общество. Экономика и социология в ХХI веке», состоялась 18–22 октября 2010 г. На Форуме обсуждался широкий круг проблем, отражающих состояние современной экономики и развитие общества: мир после кризиса: коррекция стратегии устойчивого развития; прогресс мировой цивилизации: наука и образование как фактор развития, прорывные технологии; экономика и человек: роль человека в экономической системе, экономика здоровья; модернизация экономики России; математические методы в экономике и компьютерное моделирование экономических систем; энергетические и экологические ограничения развития: ресурсозависимость и экономический рост; модернизация социально-экономического пространства: глобализация и регионализация; экономическая свобода и роль государства в экономике; пути преодоления социально-экономического неравенства.

В рамках Форума прошли 10 пленарных заседаний и более 10 круглых столов. Открытие и закрытие Форума, а также часть пленарных заседаний состоялись в историческом здании Академии наук на Университетской набережной. Основная часть пленарных заседаний и круглые столы проходили в Санкт-Петербургском академическом университете – научно-образовательном центре нанотехнологий РАН.

19–23 сентября 2011 г. состоялась 6-я Петербургская встреча лауреатов Нобелевской премии, в рамках которой был проведён Международный научный форум «Наука и общество. Физиология и медицина XXI века».

Седьмая Петербургская встреча лауреатов Нобелевской премии «Наука и прогресс человечества» проходила с 8 по 12 октября 2012 г. Главными направлениями работы Форума стали «Энергетика будущего», «Молекулярная биология и медицина», «Новые материалы и технологии», «Астрофизика», «Информационные технологии», «Экономика XXI века: новые вызовы и перспективы».

Восьмая встреча нобелевских лауреатов «Новые технологии для новой экономики России» состоялась 30 сентября – 4 октября 2013 г. Санкт-Петербургский научный форум «Наука и общество» проводил свою работу в рамках шести направлений: «Новая экономика России», «Новая энергетика», «Информационные технологии (высокопроизводительные вычисления, космические информационные технологии в экономике России)», «Медико-биологические технологии», «Генная инженерия и биотехнология», «Новые материалы».

Санкт-Петербургский научный форум «Наука и общество. Наноструктуры: физика и технологии» – IX встреча лауреатов Нобелевской премии – проходил с 22 по 26 июня 2015 г.

2. Региональные и Федеральные научные программы

В течение 1990 и 1991 г. были сформированы и начали реализовываться первые научные программы ЛНЦ АН СССР. Две первые – «Невская губа» и «Экология Петербурга» – были экологическими. Третья программа «Возрождение Санкт-Петербурга» была направлена на развитие гуманитарных исследований. Она включала 13 научных направлений. При их отборе учитывались две задачи: поддержание традиционных для Петербурга гуманитарных исследований и развитие новых направлений на уровне современных междисциплинарных подходов и методов гуманитарной науки. Кроме исследований полученные по программе средства использовались на оплату редактирования, типографских работ, перепечатывания текстов. Это была существенная помощь, так как из-за гиперинфляции скачкообразно росли цены на издательские услуги, и многие издания, уже находившиеся на разных стадиях издательского процесса, оказались «подвешенными». Всего по результатам исследований издано 10 книг, подготовлены к печати 11 монографий и сборников научных статей. В 1993 г. большинство входивших в программу проектов получило гранты только что созданного Российского фонда фундаментальных исследований.

2.1. Научно-технический потенциал Санкт-Петербурга

Разработка программы «Научно-технический потенциал Санкт-Петербурга» была инициирована Ленинградским союзом учёных и поддержана Министерством науки и технологий. Однако Союз учёных не обладал инфраструктурой для экспертизы и управления региональной программой и вынужден был обратиться к СПбНЦ РАН и входящим в его состав Объединённым научным советам. Дополненная новыми проектами и прошедшая экспертную оценку советов программа получила финансирование от Министерства науки РФ на 1993–1995 гг. Затем были подготовлены новые варианты программы: на 1996–1998 гг., на 1999–2001 гг. и на 2002–2004 гг. Её полное название «Федеральная программа “Научно-технический потенциал Санкт-Петербурга”». Содержание программы отражено в сборнике аннотаций проектов.

В программу входили следующие разделы:

  1. Экологическое прогнозирование и мониторинг.
  2. Малоотходные технологии и процессы защиты окружающей среды.
  3. Энергетика.
  4. Вычислительная техника, информатика, связь.
  5. Конверсия судостроения и машиностроения.
  6. Материалы и технологии.
  7. Решение социально-экономических проблем.
  8. Междисциплинарная гуманитарная программа.
  9. Биология и медицина.

В раздел «Экологическое прогнозирование и мониторинг» вошли 10 проектов, 9 проектов были включены в раздел «Малоотходные технологии и процессы защиты окружающей среды», 10 – в раздел «Энергетика», 12 – в раздел «Вычислительная техника, информатика, связь». Раздел «Конверсия судостроения и машиностроения» включал 24 проекта, раздел «Материалы и технологии» – 19, раздел «Решение социально-экономических проблем» – 9. В раздел «Междисциплинарная гуманитарная программа» вошли 15 проектов и 16 проектов – в раздел «Биология и медицина».

Финансировал программу Отдел региональных программ Министерства науки и технологий. В первые годы объёмы финансирования практически соответствовали объёму средств, необходимых для выполнения отобранных проектов. В 1999–2001 гг. выделяемого министерством финансирования хватало лишь на 1–2 проекта по каждому разделу программы. Город выделял деньги на эту программу ещё более нерегулярно. В полном объёме они были выделены лишь в 1993 и 2000 гг.

2.2. Стратегия развития науки, высшего и среднего специального образования в Санкт-Петербурге

В 1995 г. по заказу Департамента науки и высшей школы была подготовлена «Стратегия развития науки, высшего и среднего специального образования в Санкт-Петербурге». Руководил работой главный ученый секретарь СПбНЦ РАН, д.ф.-м.н., проф. Э. А. Тропп. Подготовленный документ состоял из пяти разделов, объединенных в две части:

I. Анализ состояния научно-образовательного комплекса Санкт-Петербурга. Муниципальная политика в области науки и образования в условиях продолжающегося социально-экономического кризиса (разделы 1, 2).

II. Стратегические цели и приоритеты. Направления деятельности мэрии по достижению стратегических целей (разделы 3–5).

Во введении и в первой части «Стратегии…» сложившаяся к 1995 г. в научной сфере Петербурга ситуация охарактеризована как близкая к катастрофической. С 1992 г. в течение трех лет произошло сокращение реальных объёмов финансирования петербургских институтов РАН более чем в 20 раз, задержки в поступлении средств стали постоянным явлением, составляя иногда несколько месяцев. Оценивая изменения в состоянии научного потенциала города, авторы «Стратегии…» обращают внимание не только на негативные процессы. В документе отмечено, что, благодаря усилиям учёных, значительную часть научного потенциала города – петербургские институты РАН – удалось сохранить. За счёт активного использования разных источников финансирования (грантов российских и зарубежных фондов, участия в новых государственных программах, договоров с научными организациями других стран) по многим направлениям фундаментальных исследований удалось сохранить и уровень проводимых исследований. Это проявилось в росте публикаций в ведущих научных журналах мира, в расширении международных связей, в вовлечении в новую систему научных коммуникаций – Интернет.

Во второй части «Стратегии…» выделены базовые принципы, из которых следует исходить, определяя перспективные цели развития науки и образования в Петербурге. На этой основе сформулированы 11 целевых установок, на которые должно быть направлено развитие науки и образования в первой четверти XXI века. Предложены и общие подходы к реализации этих целей, и конкретные предложения, ориентированные на структуру органов исполнительной власти в городе. С сожалением следует отметить, что из многочисленных предложений выполнено лишь одно – утверждены и с 2000 г. присуждаются именные премии Правительства города и СПбНЦ РАН выдающимся петербургским учёным.

2.3.    Федеральная целевая программа «Интеграция»

Расширению связей академических институтов и вузов содействовало формирование в 1997 г. Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997–2000 гг.», пролонгированной на 2001 г., и ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002–2006 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 05.09.2001 г. № 660, сокращённо называемыми программа «Интеграция». Совместные проекты 20 институтов СПбНЦ РАН с петербургскими вузами прошли конкурс и финансировались из этой программы.
В 1997 г. по инициативе Президиума СПбНЦ РАН был подготовлен проект «Учебно-научный центр «Санкт-Петербургский академический университет»», включенный в Федеральную целевую программу «Интеграция» на 1997–2001 гг. и на 2002–2006 гг. Головная организация – СПбНЦ РАН – объединила в проекте 9 институтов СПбНЦ РАН, 12 вузов города и 1 отраслевой институт. Проект носил комплексный характер, в него были включены несколько перспективных направлений исследований. По этим направлениям было признано целесообразным вводить новые курсы лекций и готовить молодых исследователей. Результаты исследований по проектам могли быть использованы для решения экономических и социальных проблем города и Северо-Западного региона.
На начальном этапе в программу были включены семь направлений работы:

  • проблемы машиностроения, механики и процессов управления (ИПМаш РАН, СПбГУ, СПбГЭТУ, ПИМаш, СПбИТМО, СПбГУАП);
  • экологически безопасные комплексы нетрадиционной энергетики (ОЭЭП РАН, СПбГТУ);
  • применение методов ЭЭГ-саморегуляции и специфической иммунокоррекции для улучшения когнитивных функций у человека (ИМЧ РАН, СПбГМУ, СПбГУ);
  • оценка антропогенных изменений характеристик поверхностных водных ресурсов бассейна Финского залива и Ладожского озера с использованием динамических моделей гидрологических информационных систем (ИНОЗ РАН, РГГМУ);
  • учебно-научный центр обоснования социально-экономического и экологического развития регионов России (ИПРЭ РАН, СПбГТУ);
  • центр новых словарных технологий (ИЛИ РАН, РГПУ);
  • междисциплинарный гуманитарный учебно-научный центр в области истории идей (СПбО ИЧ РАН, СПбГУ).

С 2000 г. прибавилось ещё 2 направления: основы механики деформируемых наноструктурных материалов (ИПМаш РАН, ФТИ РАН, СПбГУ, СПбГТУ) и математическое моделирование демографических процессов (СПбЭМИ РАН и СПбГУЭФ).

Научные исследования в рамках УНЦ, проводившиеся по девяти различным направлениям научно-исследовательской деятельности в 2003 г., осуществлялись в тесном взаимодействии академических и вузовских коллективов, в результате которого молодые учёные, аспиранты и студенты вузов активно участвовали в фундаментальных исследованиях учреждений СПбНЦ РАН, а выполненные ими, с использованием высококачественной базы академических институтов, прикладные проекты отличал высокий современный уровень. В рамках этого проекта в последующие годы был проведён целый ряд совместных конференций, школ, экспедиций, написаны и опубликованы монографии и сборники статей, разработаны и введены в учебный процесс новые методики и установки.

Силами научных советов СПбНЦ РАН также проводились мероприятия в рамках этого проекта программы «Интеграция». В первую очередь, это конференции с привлечением аспирантов и студентов петербургских вузов и школы для молодых учёных.

2.4. Научная программа СПбНЦ РАН

В 1997 г., а затем в 2001–2013 гг. по ежегодно возобновляемой инициативе Президиума СПбНЦ РАН формировалась Научная программа СПбНЦ РАН, которая финансировалась РАН. Как правило, в начале февраля по всем петербургским академическим институтам рассылалось информационное письмо с просьбой подавать заявки на участие в Программе. Структура программы в 2000–2013 гг. оставалась неизменной и включала следующие подпрограммы: комплексные междисциплинарные проекты; инициативные проекты; подпрограммы информационной, издательской, экспозиционной и международной деятельности; экспедиции; подпрограмма поддержки научного творчества молодёжи; пополнение и поддержание коллекционных фондов и реставрация уникальных рукописей и музейных экспонатов; подпрограмма по сохранению материальной базы учреждений СПбНЦ РАН. Механизм формирования и выполнения программы в основных чертах был организован по примеру функционирования РФФИ, исполнителям предлагалось брать за образец основные формы РФФИ для подачи заявок и оформления отчётов. Экспертные функции выполняли привлекаемые Объединёнными научными советами эксперты, сами Советы и Дирекция программы, включавшая Председателя Президиума СПбНЦ РАН, его заместителей, Главного учёного секретаря и председателей Объединённых советов.
Каждый год в рамках Научной программы СПбНЦ РАН финансировались от 11 до 57 комплексных научно-исследовательских проектов и от 25 до 166 инициативных (с 2009 г. финансирование этих проектов было прекращено), от 6 до 47 издательских проектов, от 6 до 18 экспедиций, от 6 до 35 конференций. В целом, учитывая все разделы программы, до 10% научных сотрудников академических институтов Петербурга получали финансовую поддержку своих исследований.
Общее финансирование Научной программы СПбНЦ РАН за 2000–2013 гг. превысило 248 млн. руб. Из этих средств на поддержку комплексных междисциплинарных проектов выделено 62,8 млн. руб.

За счёт финансирования из Научной программы СПбНЦ РАН в 2000–2013 гг. были подготовлены и изданы более 300 монографий, сборников научных статей, справочников. Оказывалась финансовая поддержка научным журналам и иным периодическим изданиям. Всего за эти годы на издательскую деятельность было направлено 27 млн. руб.

За счёт средств, выделенных на подготовку и организацию международных и региональных конференций, за 2000–2013 гг. проведено 270 научных мероприятий. Среди них – Научный форум «Наука и общество», регулярные встречи лауреатов нобелевских премий, которые проводятся правительством Санкт-Петербурга и СПбНЦ РАН.

По разделу «Информационная деятельность» были поддержаны работы по созданию центров данных, электронных справочников и библиотек, WEV-серверов, баз данных, электронных версий периодических изданий и электронных монографий во многих институтах. Ежегодно оказывалась поддержка в развитии сети РОКСОН и подключении академических организаций к сети Интернет.

За эти годы из Научной программы СПбНЦ РАН было профинансировано свыше 100 экспедиций и полевых исследований институтов РАН (ЗИН, ИНОЗ, НИЦЭБ, ЦИН, БИН, ИЭФБ, ИИМК, ИЛИ, ИРЛИ) на сумму около 5 млн. руб.

В среднем около 3% средств Научной программы ежегодно направлялось на поддержку научного творчества молодёжи. В первые годы существования Программы за счёт этого финансирования проводились конкурсы и выплачивались стипендии молодым аспирантам и соискателям, устанавливались персональные гранты молодым учёным институтов СПбНЦ РАН, в дальнейшем – осуществлялось проведение молодёжных конференций, семинаров и школ.

По разделу «Пополнение и поддержание коллекционных фондов, реставрация уникальных рукописей и музейных экспонатов» петербургским академическим институтам было выделено свыше 8 млн руб.

Ежегодно от 10 до 30% средств из Научной программы направлялось на сохранение материальной базы учреждений СПбНЦ РАН, в том числе на модернизацию и приобретение лабораторного оборудования, оснащение объектов средствами охраны и пожарной безопасности, проектные работы тепло- и водоснабжения, установку мемориальных памятных досок видным учёным, ежегодно оказывалась поддержка в развитии сети РОКСОН. Всего за 2000–2013 гг. на эти цели было израсходовано около 50 млн руб.